Савина Т.И

ОДМетодических разработок по работе с родителями, имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью «Детско-родительские мероприятия в дошкольной образовательной организации, направленные на сохранение семейных ценностей и укрепление института семьи»

 СОДЕРЖАНИЕ

1.АКТУАЛЬНОСТЬ………………………………………………………………3
2.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………9
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………17
6. ПРИЛОЖЕНИЕ


1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Рождение ребенка - главное событие семейной жизни. А вот рождение ребенка с нарушениями в развитии часто расценивается и семьей и окружающими, как «горе», «крушение надежд», «тяжкий крест». Появление в семье особого ребенка вызывает комплекс проблем, к решению которых родители не готовы. В результате семья оказывается в трудной жизненной ситуации, для преодоления которой требуется помощь в решении психологических, медицинских, педагогических, социальных,
правовых проблем, вызванных появлением ребенка.
Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место.
Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что в последние годы возрастает количество семей, воспитывающих такого ребенка. Авторы, изучавшие данную проблему, такие как, Н.П. Болотова, Т.Г. Горячева, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва в своих работах выдвигали идею о взаимном влиянии родителей и ребенка. Для изучения особенностей родительских позиций матери или отца по отношению к своему ребенку разработан «Тест – опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин). Для определения детско-родительских отношений В.В. Ткачевой предложена Социограмма «Моя семья». Данная методика позволила определить отсутствие теплых отношений родителей с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья. Эмоционально не все родители воспринимают своего ребенка, не принимают проблем ребенка, проявляют неадекватные формы взаимодействия с ним. Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В.В. Ткачёва) позволяет выявить воспитательские способности родителей.
В сложной ситуации оказываются семьи, воспитывающие детей с
ограниченными возможностями здоровья. Наличие нарушений у ребенка является психотравмирующим фактором, который негативно влияет на психику родителей и их мотивационные установки. Также усугублению психологического состояния родителей, с одной стороны, способствует реакция общества, которым диагноз ребенка воспринимается как приговор всей семье, с другой стороны – трудности выбора необходимого образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.
Учитывая вышесказанное, мы наблюдаем социальную изолированность таких семей и усиление беспокойства родителей по вопросам, связанным с воспитанием и обучением дошкольников данной категории. Таким образом, возникает необходимость исследования особенностей развития родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и оказание психологопедагогической помощи этим семьям в условиях ДОУ.
Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического
характера, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку со сложными нарушениями, вызывают необходимость оказания активной психологопедагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.
Педагог, обеспечивающий образовательный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями развития. Помочь особому ребенку почти невозможно без включения в коррекционную работу его близких. Совместное участие всех членов семьи в воспитании и обучении ребёнка укрепляет семью, дает ребенку чувство защищенности, а педагогу – поддержку. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка с нарушениями в развитии.


2. ВВЕДЕНИЕ
Концепция модернизации российского образования подчеркивает
исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего
поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует различных форм взаимодействия семьи и детского сада.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).
Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).
Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации является
важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.
В условиях, когда большинство семей заняты решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую. Все это, конечно, не приносит позитивных результатов.
Воспитатели и родители должны быть едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого
образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Наше образовательное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену
опытом.
Поиск новых эффективных форм работы с родителями остается всегда
актуальным. Новая система взаимодействия ДОУ с семьей имеет следующие
преимущества:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную
работу по воспитанию детей;
- учет индивидуальности ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей; - возможность реализации единой
программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Основные цель и задачи
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнoпедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка), обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей
в области воспитания.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• определить индивидуальные особенности семьи и ребенка, выявить семьи с
особыми потребностями;
• определить компетентности родителей, стиля детско-родительских
взаимоотношений;
• осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами;
• оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
• изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• информировать друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурнообразовательного пространства «детский сад-семья».
Организация взаимодействия с родителями в ОУ
Основная задача ОУ в работе с родителями воспитанников – раскрытие
направлений и форм взаимодействия с семьей.
Цели:
• Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
• Установление доверительных, партнерских отношений с родителями;
• Организация работы с детьми ОВЗ всеми специалистами ДОУ;
• Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
• Работать в тесном контакте с семьями воспитанников;
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы:
• Беседы;
• Оформление папок – передвижек;
• Родительские собрания;
• Консультации;
• Выставки совместных работ;
• Совместные праздники;
• Работа с родительским комитетом.
Нетрадиционные формы:
• Сайты детского сада и группы
• Фотовыставки, фотоколлажи, фотомонтажи;
• Проведение акций;
• Почта доверия;
• Проведение мастер – классов;
• Круглый стол;
• Презентации;
• Выпуски семейных газет и плакатов;
• Проведение тренингов и деловых игр;
• Совместные прогулки и экскурсии;
• Брошюри, листовки, буклеты;
• Выставки семейных реликвий.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать
социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышать культуру педагогической грамотности семьи.
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4
основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:

информационно-аналитическое,
досуговое.

наглядно-информационное,

познавательное,

Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей
различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для
определения перспектив развития детского сада.
Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и
красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
- родительский уголок: включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
- нормативные документы;
- объявления и рекламы;
- продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);
- папка-передвижка.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».
- фотовыставки;
- выпуск газет.
Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей с ОВЗ.
Это направление включает формы работы:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений,
досугов.
- совместные экскурсии;
- открытые НОД.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приемы обучения и воспитательного воздействия.
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей).
- утренние приветствия;
- почта доверия;
- семейные проекты.
Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой,
одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и
объединяет поколения.
Досуговое направление.
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения,
эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют,
делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у
родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
- праздники, которые можно закончить чаепитием;
- развлечения;
- знакомство с профессиями родителей;
- празднование дней рождения;
- выставка семейной коллекции;
- акции.
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько
воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное
отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
- дни добрых дел.


3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями,
нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение
самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.
При планировании основных направлений работы с семьей ребенка, важно
особое внимание уделять реакциям родителей и возможности оказывать им
консультативную помощь на том или ином этапе. В контексте этого подхода
необходимо знать особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида, понимать, какие чувства испытывают родители.
Опираясь на вышесказанное, сформулируем основные позиции, в соответствии с которыми должны строиться основные пути психолого-педагогической помощи и поддержки семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также систематизируем ряд вопросов, касающихся психологопедагогической работы по социальной адаптации такой семьи.
Содержание этой работы включает в себя многообразные теоретические и
практические направления и заключается в обеспечении эмоциональной поддержки
семье и ее отдельным членам в проблемных ситуациях. Чтобы выстроить работу с родителями, прежде всего, необходимо исследовать гармонизацию родительского отношения в семьях детей с проблемами в развитии.
Самоуважение, чувство собственного достоинства формируется у ребенка под воздействием того, как к нему относятся и как с ним взаимодействуют близкие (в первую очередь родители). Данное утверждение имеет особое значение в ситуации развития ребенка с ОВЗ.
Проблема детско – родительских отношений остается неизменно острой на
протяжении всего развития психологической науки и практики. Анализ
современных отечественных исследований показывает, что в психологопедагогической литературе нет единого подхода к определению стилей семейного воспитания, чаще всего за основу берутся способы воздействия на ребенка, формы контроля и поддержания дисциплины, иногда эмоциональное отношение к ребенку и отношения к своим родительским обязанностям.
В настоящее время известны следующие стили воспитания в семье,
воспитывающей детей с ОВЗ
: авторитарный, либеральный, демократический.
Тищенко С.П. выделяет 4 типа отношений родителей к ребенку:
1. Справедливо-требовательное, поощряющее;
2. Восторженно-нетребовательное, опекающее;
3. Формально-требовательное, непоощряющее;
4. Несправедливо-требовательное, дезориентирующее.
Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.И. выделяют
3 основных типа неправильного воспитания:

Типы

неправиого воспитания

Отвергающее (неприятия)

Гиперсоциализирующее

Эгоцентрическое

Суть воспитания

С одной стороны -
Чрезмерная
требовательность,
жесткая
регламентация и
контроль;
с другой стороны -
недостаток
контроля на почве
попустительства.

Чрезмерная
озабоченность будущим
ребенка, его семьей,
здоровьем.

Навязывание ребенку
позиции «я-большой»
в качестве
самодавлеющей
ценности для
окружающих.

Варга А.Я. рассматривает “родительские отношения” как целостную систему
разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенности понимания и восприятия характера своего ребенка, его поступков.
Опираясь на данное определение, исследователь разработал классификацию
родительского отношения
, которое включает 5 стилей:
· эмоциональное принятие;
· отвержение
· кооперация родителей и ребенка;
· авторитарная гиперсоциализация;
· насильственная инфантилизация.
В последние годы наметились позитивные тенденции по отношению к лицам с отклонениями в развитии в разных областях специальной педагогики и психологии.
Появились работы, в которых выявилась необходимость активного изучения всего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Специалисты не ограничиваются методическими вопросами формирования у детей знаний и навыков, а переносят акцент на коррекционное воздействие семьи на больного ребенка.
В результате исследования матерей, воспитывающих детей с тяжелыми формами нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) Ткачева В.В. предложила свою классификацию моделей воспитания, которая объединила и отношения к ребенку и личностные особенности самих матерей. Все исследуемые были объединены в 3 группы: невротичный тип, авторитарный тип, психосоматический тип.
Ткачева В.В. в своем исследовании проследила четкую связь между
психологическим типом родителя и моделью воспитания, а также выявила, что в силу описанных выше причин родители часто используют неправильные типы воспитания: гиперопеку, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, авторитарную гиперсоциализацию, воспитание в «культе» болезни, симбиотический тип воспитания, тип воспитания «маленький неудачник», гипоопеку, отвержение ребенка.

Типы
воспитания

Модель воспитания

Гиперопека

Родители стремятся сделать все за ребенка сами, даже то, что
он может. Ребенка помещают в «тепличные условия»,
вследствие этого он не обучается преодолевать трудности, у
него не формируются навыки самообслуживания. Тип
воспитания «гиперопека» часто встречается у родителей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии (умственная
отсталость, ранний детский аутизм, ДЦП). Тяжелый дефект
провоцирует родителей на использование неадекватного
воспитательного подхода.

Противоречивое
воспитание

Ребенок с отклонениями может вызывать разногласия между
членами семьи при выборе воспитательных средств. При таком
воспитании у ребенка не формируется адекватная оценка своих
возможностей, качеств, он обучается «лавировать» между
взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.

Воспитание по
типу
повышенной
моральной
ответственности

У ребенка возникает хроническое перенапряжение. Родители
и близкие возлагают на ребенка такие обязанности, с которыми
ему трудно справиться. В результате этого ребенок быстро
утомляется, не дотягивает до оптимального результата,
постоянно неуспешен. Его часто ругают, он чувствует себя
виноватым, следовательно, имеет заниженную самооценку.

Авторитарная
гиперсоциализац
ия

К этому типу воспитания приходят родители, имеющие
высокие социальные установки. Они завышают возможности
ребенка, стремятся развить у него социальные и другие навыки,
переоценивая возможности ребенка.

Воспитание в
«культе» болезни

Родители относятся к ребенку как к «больному». В
результате этого ему свойственны: мнительность, страх перед
недугом, неспособность к большим достижениям и отношение
к себе как к «больному». Его внутренняя позиция ближе к
отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Симбиотический
тип воспитания

Родители «растворяются» в проблемах ребенка. Чаще такой
подход встречается у матерей, воспитывающих больного
ребенка самостоятельно. Они создают атмосферу абсолютной
любви к своему ребенку, забывают о своих проблемах,
профессиональной карьере, личностном росте. Данный вид
материнской любви искажает возможность не только
собственной личности, но и личностного развития ребенка. В
результате такого воспитания у ребенка формируется
эгоистичная личность, не способная к проявлению любви.

«Маленький
неудачник»

Родители уверены, что их ребенок никогда не добьется успеха
в жизни. Они испытывают чувство досады, стыда,
рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную
ношу, как «крест» на всю жизнь.

Гипоопека

Данный тип воспитания встречается в семьях с низким
социальным статусом или в семьях, где ребенок с
отклонениями в развитии не имеет ценности. За таким
ребенком нет ухода, он плохо одет, не опрятен, плохо

накормлен. Родители не следят за соблюдением условий,
обеспечивающих его развитие. Обычно, если у ребенка есть
здоровые сестры и братья, они находятся в таком же
положении.

Отвержение
ребенка

Отсутствие любви к ребенку отмечается как в семьях с
низким социальным уровнем, так и высоким. Это может быть
связано с идентификацией родителей себя с дефектом ребенка.
Случаи материнского отвержения ребенка, объясняется
незрелостью личностной сферы матери и
несформированностью материнского инстинкта.


Негативные эмоциональные переживания по поводу рождения больного ребенка приводят к психологической травматизации родителей. Они переживают, нервничают, стараются преодолеть возникающие трудности, но очень часто выбирают воспитательный подход, не задумываясь о последствиях.
В результате исследования семей Ткачева В.В. произвела качественную оценку, которая позволила обобщить параметры воспитательного отношения родителей к детям и выделить 2 модели воспитания, доминирующие в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии:
-модель «сотрудничества»;
- модель «отказ от взаимодействия».
С помощью сопоставительного качественно-количественного анализа
психологических особенностей родителей и моделей воспитания ребенка
(«сотрудничество», «отказ от взаимодействия») были выявлены следующие
тенденции:
Родители, относящиеся к авторитарному типу наиболее способны к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии, так как в основе авторитарного психологического типа лежит стеническая реакция на стресс, качественные характеристики которой предполагают возможность преодоления и разрешения различных проблем, в том числе и проблем ребенка с отклонениями в развитии.
Невротический психологический тип родителей показал установление
неадекватных взаимоотношений с ребенком и использование воспитательной
модели «отказ от взаимодействия». Данный тип родителей опирается на
особенности гипостенического реагирования на стресс, что объясняет низкий
уровень потенциальных возможностей невротичных родителей к преодолению проблем ребенка и его адекватного воспитания.
Родители, относящиеся к психосоматическому типу смешанно реагируют на стрессовые факторы, что обуславливает наличие как стенических, так и
гипостенических характеристик родителей.
Таким образом, анализ современных исследований по проблеме отношения
родителей к детям с отклонениями в развитии дает основание сделать следующие выводы: влияние стиля родительского отношения имеет далекие последствия. Он влияет на формирование личности ребенка, его самооценку, активность, отношение к другим людям. Неадекватный стиль воспитания приводит к формированию у ребенка искаженной жизненной позиции, нарушению системы отношений и к возникновению неврозов. Неадекватное отношение со стороны родителей может привести к депривации, что в свою очередь, может являться причиной вторичных дефектов развития ребенка. Данный факт объясняет повышенный интерес психологов к проблеме типов родительского отношения, к их выявлению и к особенностям их проявления, а также к необходимости психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Целью системы работы ОУ с родителями является формирование активной и
позитивной позиции в отношении взаимного сотрудничества.
Работа ведется по следующим направлениям:
1.Психологическая поддержка семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.Формирование и повышение психолого-педагогической компетентности
родителей, становление их субъектами. Рассмотрим подробно каждое из направлений:
1.Психологическая поддержка семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья включают в себя:
- решение психологических проблем родителей;
- детско-родительские отношения;
- взаимодействие родителей со специалистами ОУ;
- взаимодействие между родителями;
- психологическое сопровождение детей с ОВЗ.
Деятельность строится в тесном взаимодействии со всеми специалистами ОУ.

2. Формирование

и

повышение

психолого-педагогической

компетентности

родителей, становление их субъектами, включает в себя:

- психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах
коррекционно-развивающего процесса;
- сопровождение в выборе образовательного маршрута, индивидуальные
программы развития ребенка;
- игровая культура общения с ребенком в семье;
- совместное создание информационно-методического банка с родителями (обмен опытом);
- социальная адаптация и интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- реализация прав ребёнка.
Используемые формы работы в этом направлении:
- консультирование в триаде «психолог-родитель-специалист», «психологребенок- родитель»;
- открытые занятия для родителей, проводимые специалистами;
- ознакомление родителей с результатами диагностики и решениями
консилиумов;
- совместные детско-родительские досуги;
- утренники, где родители могут увидеть достижения своих детей;
- оформление информационных стендов и папок для родителей;
- фотоальбомы с фотографиями из жизни детей во время НОД, режимных
моментов и т.д.;
- фотоальбомы с эпизодами из домашней жизни детей, их семьи, близких, время,
проведенное на отдыхе, используемые в работе логопеда, дефектолога, психолога в качестве содержания для занятий с ребенком на основе близких ему тем;
- «Дневник матери» - альбом с фотографиями, рисунками, записями о
посещении выставок, театров, экскурсий, отражающих совместное познание мира вместе с ребенком;
- родительские собрания (общие и внутригрупповые);
- совместное изготовление с родителями и детьми игровых пособий, декораций для занятий и досугов;
- совместная экскурсионная деятельность;
- сопровождение и участие в детских конкурсах и фестивалях;
- приглашение родителей на конференции, семинары, круглые столы,
мастер-классы для педагогов с целью ознакомления родителей с последними
тенденциями коррекционно-развивающей работы, специалистами, занимающимися тем или иным направлением.
Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с
ограниченными возможностями развития
Выявленная проблема показала востребованность вопроса о
партнерстве педагога с семьями воспитанников. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке.
Поэтому помощь семье заключается в активном воздействии на близких ребенку взрослых с целью изменить позиции в отношении к нему, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.
Чтобы взаимодействие с родителями было продуктивным, возникла идея
использования инновационной формы работы с учетом современных подходов к организации деятельности дошкольников, позволяющих на практике применить принцип сотрудничества. Не случайно одним из актуальных способов взаимодействия ребенка и взрослого все чаще используется метод проектов.
Метод проектов - это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.
Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм
взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Кроме того, использование проектной деятельности способствует развитию
креативности педагога, повышению его профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как
метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей особых детей и других членов семьи.
В связи с этим и возникла необходимость создания  проекта «Вместе дружная семья».
Цель:
укрепить взаимодействие субъектов воспитания детей с ограниченными возможностями развития в совместной реализации образовательного процесса через нетрадиционные формы работы.
Задачи:
1. Исследовать семьи воспитанников в целях выявления потребности в
образовательных услугах, опыта семейного воспитания и степень включения
родителей в деятельность группы.
2. Формировать у детей представления о семье, воспитывать любовь и
уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно
включать их в творческо - поисковую деятельность.
4. Развивать коммуникативные навыки детей.
5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной
творческой деятельности.
6. Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Предполагаемые итоги реализации  проекта:
1. Знание детьми информации о своей семье.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать элементы сюжетно - ролевых игр на основе
имеющихся знаний о семье.

18 ноября 2024 в 13:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.